Как маркетплейс Wildberries (Вайлдберриз) разоряет своих продавцов

Продажи на маркетплейсах – горячая тема для всевозможных обучающих программ, включая онлайн-тренинги. Коучи в Интернете заманчиво предлагают научить работать на Вайлдберриз (назовем его дальше ВБ), Озоне и прочих торговых площадках, но кое-что недоговаривают...

Не секрет, что всех в первую очередь интересует прибыль, а об обратной стороне медали как-то умалчивается. Вот и мои знакомые в начале года решили перевести свой бизнес на популярную площадку. До этого у них уже был немалый опыт продаж, и они в кошмарах не могли представить, что окажутся из-за ВБ в огромных долгах. Звучит невероятно, правда?

Расскажу обо всем подробнее – от лица моего друга, занимающегося индивидуальным предпринимательством. Повторюсь, история совершенно реальная, есть скриншоты переписки и документов. 

Начнем с того, что компьютеры мы всегда продавали через собственный сайт, с привязкой  своего YouTube-канала и рекламируясь в Яндекс.Директ. Для развития бизнеса вышли на ВБ в 2023 году. Не все шло гладко с регистрацией, этапами аккредитации и настройкой магазина на маркетплейсе, но не это главное.

wildberries-vodopad-2.png

Преодолев все сложности, с которыми сталкивается любой новичок на ВБ, к марту мы освоились в продажах и зафиксировали ежемесячный рост. Даже неоднократно выводили денежные средства со счета магазина. Словом, ничего не предвещало…

6 марта стал роковым днем. Маркетплейс прислал уведомление о том, что приостанавливает исполнение обязанностей по выплате денег, полученных от продажи товара. На счетах ВБ к этому моменту скопилось около миллиона. В тот момент мы особенно не переживали, ведь в оферте для продавцов онлайн-ритейлером оговаривался пункт, по которому ВБ имел право заморозить выручку на срок до 21 дня.

Тем временем наша компьютерная техника продолжала успешно продаваться. Мы проконсультировались с другими продавцами на ВБ, проанализировали информацию с официальной странички маркетплейса, и решили, что ситуация скоро разрешится в нашу пользу. К слову, у нас не было никаких нареканий в плане продаж: мы всегда отгружали продукцию заказчикам в срок, получая положительные отзывы за качество товара.

Прошло три недели, и замороженная выручка составила уже 2,5 млн рублей! Конечно, мы не сидели сложа руки. Десять раз обращались в техподдержку магазина по поводу сложившейся, мягко говоря,  неприятной ситуации. Ответа, увы, не последовало.

Лишившись оборотных средств, мы уже не могли выполнять обязательства перед новыми покупателями. Отгружать товар было просто не на что. К тому моменту мы полностью прекратили продажи. Чтобы расплатиться с долгами за комплектующие, пришлось срочно брат в долг у родственников, продавать личные авто и осваивать каршеринг.

Когда срок заморозки достиг 60 дней, мы наняли юристов. Отправили досудебную претензию по почте в официальный адрес Вайлдберриз. На очереди – судебный иск к площадке, где мы требуем не только разморозить средства, но и выплатить неустойку и прочие расходы, включая издержки на судебный процесс.

Замечу, что за все это время от ВБ не поступило обратной связи ни на электронку, ни на телефон.

А ведь продавцы делятся с ВБ выручкой, уплачивая от 5% с цены товара и выше. Почему же такой раскрученный маркетплейс позволяет хамски относиться к своим, по сути, кормильцам?

Думаю, что такие случаи не единичны. Поэтому призываю тех, кто понес убытки в результате незаконной заморозки, начать судебные процессы против ВБ.

Как быть тем, кто все же хочет связать свой бизнес с известным маркетплейсом?
Делайте выводы и не складывайте все яйца в одну корзинку: размещайте бизнес на нескольких торговых площадках.
Имейте резерв денежных средств на случай форс-мажора.
И, конечно, прекращайте реализацию товара сразу же после заморозки счета.

Надеюсь, этот горький пример послужит кому-то уроком. Дорогие читатели! Репост материала приветствуется – это позволит уберечь ваших знакомых от неприятностей, а кого-то и от банкротства.