Западный опыт трейдинга: Димитрий Спек о получении прибыли от использования рыночных аномалий, часть 3
Устойчивы ли внутридневные паттерны?
Ведущий замечает, что очень удивлен тем фактом, что такие внутридневные паттерны устойчивы. Ему казалось, что они постепенно исчезают, поскольку в наши дни на рынках становится все больше шума:
«Да, для меня это тоже было удивительно, я не ожидал, что они окажутся настолько стабильными. И это, кстати, касается не только внутридневных, но и недельных паттернов. Например, золото растет в период между закрытием четверга и закрытием пятницы. Есть много других, не настолько известных паттернов, которые достаточно устойчивы в долгосрочной перспективе. Конечно, они тоже меняются, ничто не вечно на рынках, но вероятность, что они возобновятся, довольно высокая.»
Наиболее важные сезонные патерны
Затем ведущий спрашивает, есть ли еще какие-нибудь паттерны, связанные с окончанием года, кроме тех двух, о которых уже было сказано — рождественского ралли и валюты:
«Наиболее важные — как раз те, о которых вы только что упомянули. Также есть и другие, связанные с биржевыми манипуляциями. Например, золото — это высоко манипулируемый рынок, и, действительно, был такой период, когда поведение золота в конце года явно говорило о целенаправленном воздействии на цену. Также есть другие паттерны, связанные, например, с бухгалтерским учетом или с планированием. Компании, а также люди строят планы на будущий год. Если вы посмотрите на платину, палладий и серебро — эти три сырьевых товара используется в промышленности, например, в автомобилестроении, и их заказывают в январе и феврале, поэтому вы получите лучшую цену на них около 20 чисел декабря. Затем они, как правило, начинают расти примерно на 10% до конца февраля, а потом останавливаются, а иногда даже падают.
Мы здесь наблюдаем интересное явление - автомобильная промышленность делает заказы после наступления нового года, потому что в декабре они планируют, сколько им понадобится платины и палладия, а затем цена начинает расти. Еще это бывает связано с тем, что бухгалтерия не хочет возиться с большими заказами под конец года. Так что это действительно интересный сезонный паттерн, который не очень хорошо известен.»
Причины появления сезонных патернов
Затем ведущий спрашивает, насколько вообще важно понимать причину появления паттернов:
«Это зависит от того, как вы торгуете. Существуют разные варианты торговли на основе сезонности. Если вы торгуете всего пару паттернов, то никогда не помешает понимать их причину. А если вы, например, торгуете на фондовом рынке большое количество сезонных паттернов, за вас должна работать статистика. Вам не нужно знать причину появления каждого конкретного паттерна. Например, я уже упоминал о поведении Microsoft в октябре — в это время часто выходят отчеты о высоких прибылях, и это является причиной роста; но если вы просматриваете сотни акций, вы никогда не будете пытаться узнать причину появления всех этих паттернов.»
Как применять сезонные патерны
Затем ведущий просит пояснить, как трейдеры могут применять сезонные паттерны в своей торговле»
«Существует много способов использовать сезонность в торговле. Например, ее можно использовать как фильтр: если вы краткосрочный трейдер, то, с учетом сезонности, вы не будете торговать против долгосрочного тренда. Или если вы торгуете внутри дня, то не будете открывать короткие позиции в период рождественского ралли. Вы можете использовать сезонность как один из факторов входа на рынок в вашей модели принятия решений. Еще можно использовать сезонность для определения времени входа. Если вы долгосрочный или краткосрочный инвестор, и хотите, например, купить палладий, или платину, или серебро, то не стоит делать это в конце февраля, лучше двумя месяцами раньше.
Еще один способ использовать сезонность — это внутридневные паттерны, о которых мы говорили. Даже если вы долгосрочный институциональный инвестор, вам не нужно ничего менять в своей системе принятия решений, вы просто можете оптимизировать свой приказ, выбрав наиболее удачное время для его размещения, чтобы он исполнился по более хорошей цене.»
Ведущий замечает, что некоторые люди скептически относятся к идее использовать сезонность в торговле. Димитрий парирует, что в этом случае другим достанется больше прибыли.
Затем ведущий интересуется, где можно более подробно узнать про сезонность:
«Я уже упоминал свой сайт, seasonalcharts.com, где вы можете бесплатно найти 70-80 сезонных графиков, кроме того, каждую неделю я делаю информационную рассылку, охватывающую несколько тем. Я приглашаю всех слушателей на www.seasonax.com, где можно зарегистрироваться, чтобы получать такую рассылку.»
Сезонные события влияющие на рынок
Далее ведущий просит Димитрия рассказать об изучении событий, влияющих на рынок с точки зрения сезонности:
«Во-первых, это заседание FOMC (Federal Open Market Committee - Комитет по операциям на открытом рынке). За те два дня, что проходит заседание FOMC, S&P вырастает на 0,4%, и так уже в течение 20 лет. Поэтому глупо открывать длинную позицию по S&P , когда FOMC уже заседает, это надо делать двумя днями раньше. Также внимания заслуживают выборы. Перед выборами фондовый рынок всегда растет, потому что усиливается оптимизм. Также фондовый рынок, как правило, растет за несколько недель до экспирации фьючерсных контрактов.»
Важные уроки трейдинга и советы
Ведущий спрашивает, какой самый важный урок Димитрий получил от трейдинга:
«Рынок жесток, и иногда он вынуждает вас отказаться от своих идей относительно того, как надо торговать. Это хороший урок, который может пригодиться не только в трейдинге, но и в обычной жизни. Если вы неправы, но продолжаете стоять на своем, тогда вам просто придется уйти с рынка. Нужно уметь менять свои собственные представления о трейдинге, как и о мире в целом.»
Лучший совет по трейдингу, который Димитрий когда-либо получал:
«Я думаю, что все-таки это совет про диверсификацию. Звучит просто, но давайте скажем честно, любое торговое правило может подвести. Иногда может произойти даже так, что два или три правила одновременно не сработают, хотя они могут не сильно коррелировать между собой, поэтому необходимо всегда помнить о диверсификации.
Второй совет касается психологии. Если у вас убыточная позиция, бывает психологически трудно закрыть ее и уменьшить потери. И наоборот — если у вас огромные прибыли, вы можете оказаться в состоянии эйфории и взять на себя слишком большие риски. Это два самых важных совета.»
Ведущий интересуется, насколько Димитрию удается диверсифицировать свои подходы при использовании моделей сезонности:
«Здесь существуют разные варианты. Например, можно использовать сезонность как один из нескольких факторов входа в своей торговой системе. Еще бывает так, что вы используете много инструментов, например, много акций, и тогда, если вы применяете внутридневную оптимизацию своего приказа, то диверсификация не нужна. Вы просто размещаете приказ в определенное время, не меняя свою торговую стратегию. Это означает, что вы получаете статистическое преимущество, и в этом случае вам не нужна диверсификация.»
Продолжение статьи - https://www.i-tt.ru/articles/zapadnyj-opyt-trejdinga-21
Предыдушая часть статьи - https://www.i-tt.ru/articles/zapadnyj-opyt-trejdinga-19
Материал переведен и подготовлен из открытых источников на основе подкаста "Better System Trader".