Западный опыт трейдинга: Димитрий Спек о получении прибыли от использования рыночных аномалий, часть 2

Сезонность и эффект рынка

Ведущий замечает, что ему никогда не приходило в голову пытаться определить, где сезонный эффект, а где — естественное поведение рынка. И, видимо, это нелегкая задача:

«Да, именно поэтому график дает вам хорошее представление, в какой момент появляется хорошая возможность для входа на рынок, где хороший сезонный тренд, но вам стоит смотреть на детальную статистику. Например, если вы изучаете ралли конца года, вы просто смотрите на время и собираете статистику, как часто это ралли использовалось, каков был средний доход, и все остальные цифры, потому что на самом графике вы всего этого не видите. На графике вы просто видите интересный сезонный тренд.»

Рынки с выраженной сезонностью

Далее ведущий спрашивает, существуют ли рынки, на которых сезонность выражена сильнее, чем на других? Или, возможно, есть рынки, на которых вообще не существует сезонности:

«Это очень интересный вопрос. Многие люди думают, что сезонность наблюдается только на товарных рынках. Я провел достаточно подробный бэктестинг, в том числе используя метод walk forward, и мои результаты четко показывают, что ярко выраженная сезонность наблюдается на финансовых рынках — на фондовом рынке, на рынке фондовых индексов, на рынке облигаций, а также на товарных рынках. Не могу с уверенностью сказать о сезонности на валютных рынках, у меня для этого недостаточно данных. Но обычно на них наблюдается сильная сезонность в конце года, когда доллар падает или имеет тенденцию к падению. На это есть вполне очевидная причина — крупные компании переводят большие суммы денег за границу, чтобы избежать уплаты налогов. Но, вообще говоря, статистических данных недостаточно, чтобы уверенно заявлять, что на валютных рынках существуют хорошие сезонные тренды.»

Данные для определения сезонности и взаимосвязи

Затем ведущий спрашивает, какое количество данных требуется проанализировать, чтобы быть уверенным в их статистической надежности?

«Как можно больше, конечно. Это также зависит от того, насколько сильна корреляция между рынками. Если, например, вы посмотрите на фондовый рынок, то увидите, что акции сильно коррелируют между собой. Это означает, что если в сентябре движение на рынке слабое, а к концу года обычно возникает сильное ралли, то большинство акций будут себя вести именно так. Чтобы найти несколько акций, у которых совсем другие сезонные тренды, вам потребуется просмотреть 100-200 акций. Но товарных рынках картина абсолютно иная, потому что товары не сильно коррелируют между собой. Например, пшеница и сырая нефть, как правило, имеют разные тренды, и не только сезонные.»

Внутриденвые патерны и перенос позиций на следующий день

Затем ведущий предлагает поподробнее остановиться на внутридневных паттернах сезонности, поскольку это звучит довольно непривычно. Как правило, люди не связывают поведение внутри дня с сезонностью:

«Внутридневные паттерны, на мой взгляд, крайне недооценены. Если, например, посмотреть на японские акции, то лучшую цену вы увидите после обеденного перерыва, поэтому если знать об этом паттерне, можно удачно его использовать в своей торговле. Это особенно важно для институциональных инвесторов. Вы даже сможете получать небольшую прибыль, если будете правильно выбирать время для размещения приказов, и это также будет интересно для дневных трейдеров. Или, если, например, взять S&P, вы можете получить ту же доходность, что дал индекс за 10 лет, если будете открывать длинные позиции всего лишь на 4 часа в день. Инвестируя не в основную торговую сессию, а между полночью и 4 часами утра по нью-йоркскому времени, вы получите больше, чем составляет 10-летняя доходность S&P.

В этот трудно поверить, но такие внутридневные паттерны действительно существуют, и они довольно стабильны, но, с другой стороны, вы должны понимать, что они существуют именно потому, что являются аномалией. Люди ведут себя по-разному после открытия рынков, после обеденного перерыва, или, например, в Европе, когда открывается нью-йоркская фондовая биржа, или перед закрытием. Это все — внутридневные паттерны, и они на удивление устойчивы, и вы можете использовать их, как это делают институциональные инвесторы, чтобы размещать свои приказы в правильное время.»

Продолжение статьи - https://www.i-tt.ru/articles/zapadnyj-opyt-trejdinga-20

Предыдушая часть статьи - https://www.i-tt.ru/articles/zapadnyj-opyt-trejdinga-18

Материал переведен и подготовлен из открытых источников на основе подкаста "Better System Trader".

Удобный скринер для выбора лучших акций 

Общий Telegram-чат для вопросов, для трейдеров и инвесторов